Председатель Правления (Генеральный директор)

Председатель правления

Касеев Еркен Зарипович

Родился в 1967 году 14 августа в Восточно-Казахстанской области.               

Образование: 1991 - КазПТИ им. В.И. Ленина, инженер

Опыт работы:

1991 – 1998 гг. – работал на руководящих должностях в коммерческих структурах;
1998 – 2001 гг. – директор ТОО «Усть-Каменогорское управление газового хозяйства», заместитель управляющего директора ОАО «Алаутрансгаз»;

Читать далее

Председатель Совета директоров

Серді
Ибулла
Жұмағұлұлы

Заместитель Генерального директора по экономике и финансам АО «КазТрансГаз»;

Кушеров
Даир
Адильбекович

Независимый директор;

Алдажаров
Айтмухаммед
Турарбекович

Независимый директор;

Сайднасимов
Марат
Абдулазизович

Корпоративный секретарь.

Торгаев
Бахыткали
Нургалиевич
10 января 2022 года - день общенационального траура в Республике Казахстан
Пресс-центр
Казахстан модернизирует газопроводы, пока страны СНГ «добивают» наследие СССР
01.02.2018

 Газотранспортная система (ГТС) России и бывших союзных республик начала складываться в 1950-х гг.

 

За 30 лет было построено более 60 тыс. км магистральных газопроводов (МГП), начали применять трубы большого диаметра (ТБД) и повышать рабочее давление, создавать первые подземные хранилища газа (ПХГ).

Всесоюзное строительство, тем не менее, велось равномерно не везде

В одних республиках создавалась мощная транспортная инфраструктура с заделом на будущее, в других — лишь необходимый минимум.

С распадом СССР вместе с независимостью республики получили и груз ответственности за поддержание в достойном состоянии своего наследия. Одни пошли по пути интенсивной эксплуатации и мало заботились о модернизации 1000-километровых газопроводов, другие, имея менее разветвленную ГТС, активно ее модернизировали и внедряли новейшие технологии.

Как сегодня живет газотранспортная отрасль промышленности бывших союзных республик?

Наследие Страны Советов

Открытие больших газовых запасов и необходимость обеспечения промышленности центральных регионов газом привели к тому, что к 1970-м гг. по территории СССР протянулся самый длинный на тот момент газопровод в мире — МГП Средняя Азия-Центр (САЦ).

Уже к 1985 г. общая пропускная мощность этого многониточного газового маршрута составила 80 млрд кубометров газа в год.

К этому времени СССР был лидером мировой газовой добычи, которая составляла 587 млрд кубометров в год

Крупные газовые месторождения открывались на обширной территории всего Союза, а значит необходимо было обеспечивать связь между центром добычи и регионами потребления. Началось активное строительство газопроводов и сопутствующей технологической инфраструктуры.

Это привело к тому, что богатые углеводородами республики начали обрастать МГП, газопроводами-отводами и ПХГ, где применялись ведущие на момент строительства технологии и оборудование.

После развала Советского Союза каждый стал «сам за себя»: кто-то бьется над решением вопроса о поставках газа в Европу, кто-то ищет «газовые выходы» на азиатско-тихоокеанский регион и т. д.

При этом, например, крупнейшая газовая компания России использует ГТС соседей лишь в качестве транзитного маршрута, а значит и развивать эти самые ГТС бывшим союзным республикам приходится в большинстве случаев самостоятельно.

Не количеством, а качеством

Оценивая ситуацию с развитием ГТС бывших союзных республик, следует отметить такие критерии, как протяженность газопроводов, подключенность к МГП и пропускная мощность. Но в первую очередь следует обратить внимание на динамику развития ГТС, их техническое состояние в целом, применение современных технологий, а также пути диверсификации.

С образованием независимых республик судьба газовых маршрутов стала определяться внутренней стратегией каждой из них. В некоторых странах созданы компании со смешанным капиталом, в частности, с иностранным.

Так, контролирующий акционер Молдоватрансгаз — российский «Газпром», с долей участия 51%

В остальных республиках — Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Украине, Туркменистане, Грузии, Азербайджане — ГТС принадлежит компаниям со 100% государственным капиталом.


Не всем госкомпаниям на территории Светского Союза удается успешно функционировать в этой области. Причин тому множество — внутренние проблемы, недостаток финансирования со стороны государства, слишком высокая конкуренция на внешних рынках, отсутствие экспортно-ориентированной инфраструктуры.

Тем не менее, на сегодняшний день успешнее динамика развития газовой отрасли у Казахстана (национальный оператор — «КазТрансГаз»).

По территории Казахстана проходит 3 транснациональных МГП: Средняя Азия — Центр, Бухара-Урал и Центральная Азия — Китай. В свою очередь, ГТС находящаяся в управлении АО «КазТрансГаз», включает в себя более 55 тыс. км МГП и газопроводов — отводов. 19 тыс. км из них — МГП, причем увеличение их длины на 1/3 произошло за последние 5 лет, что само по себе уже большое достижение.

За последние годы в Казахстане была проведена модернизация объектов газовой отрасли, позволившая наращивать объемы транспортировки и в случае изменения рыночной обстановки диверсифицировать маршруты газа в любом направлении.

Сегодня по темпам развития газовой промышленности Казахстан находится в лидерах стран СНГ, ведь практически все соседи по региону в основном просто эксплуатируют ГТС, доставшиеся в наследство от СССР

Взять хотя бы Украину, многие годы являвшуюся главным транзитером газа из России в Западную Европу и по-прежнему обладающую наиболее мощной ГТС среди ближайших соседей.

Несмотря на эти преимущества, позитивной динамики не видно уже давно, а ввод в эксплуатацию МГП «Турецкий поток» и тем более МГП «Северный поток-2» лишит Украину российского транзита практически полностью.

И хотя после 2019 года останется около 15 млрд м3/год российского транзита в Европу по украинской ГТС, говорить о ее развитии уже не приходится.

Другие примеры

Деятельность в газовой отрасли Армении сегодня осуществляется «Газпром Армения», которая является дочерним акционерным обществом «Газпрома». Но кроме крупного и технически сложного проекта строительства МГП Иран-Армения, который позволил бы расширить ресурсную базу поставок природного газа и создать 2-й технологический вход в Армению, вспомнить в общем-то больше не о чем.

Это единственная страна во всем закавказо-каспийском регионе, в которой на протяжении уже нескольких 10-летий практически полностью отсутствует нефтегазовая промышленность в целом.

У Азербайджана дела обстоят лучше — государственная SOCAR транспортирует газ по 4м МГП в Грузию и Турцию (с месторождения Шах-Дениз), а также в Иран и Россию.

Перспективными считаются поддерживаемый ЕС маршрут ГТС TAP-TANAP, включающий Трансанатолийский газопровод (TANAP) и Трансадриатический газопровод (ТАР), газопровод AGRI. Тем не менее, в последнее время Азербайджан вынужден увеличивать долю импорта вследствие дефицита внутреннего газоснабжения.

Ведущий газовый оператор Туркменистана — компания Туркменгаз — 100% государственный концерн.

ГТС Туркменистана включает 8 тыс. км газопроводов в 1-ниточном исполнении, ведущие в Россию, Украину и Иран. Туркменистан активно поставляет сетевой газ в Китай по МГП ЦАК.

В обозримой перспективе Туркменистан надеется начать экспорт своего газа в ЕС и Азию по МГП ТАПИ, но риски безопасности этого МГП столь велики, что проект продвигается с откровенным трудом.

Мощностей Южного газового коридора не хватит для роста поставок туркменского газа в Европу, а перспективы прокладки газопровода через охваченные беспорядками страны, делают малоперспективным и проект ТАПИ.

Газ — основа экономики страны. 84% производимого голубого топлива Туркменистан экспортирует, а доходы составляют основную часть бюджета

Тем не менее, несмотря на значимость ГТС для экономики, ее изношенность составляет от 72% до 87%.

Сравнительный анализ можно продолжать, но выводы не очень-то изменятся.

Как мы видим, где-то дела идут лучше, где-то хуже, однако стабильность и положительная динамика на протяжении длительного периода времени наблюдаются, пожалуй, только в Казахстане, где газовая отрасль промышленности подверглась полному «апгрейду».

Здесь реализовано наибольшее количество газовых проектов, полностью обновлены основные фонды отрасли, что в свою очередь позволило объединить все газопроводы в единую ГТС.

ГТС страны находится в отличном состоянии и способна пропустить до 85 млрд м3/год газа с перспективой увеличения объемов прокачки до 120 млрд м3 /год и продолжает динамично развиваться.

Благодаря строительству МГП Бейнеу — Бозой — Шымкент Казахстану удалось решить 3 важные задачи — обеспечить стабильные поставки газа на юг, создать единую систему газотранспортировки и увеличить экспорт.

«КазТрансГаз» стал важнейшим и технологически самым мощным оператором газовых потоков в Средней и Центральной Азии.

Сегодня это самая быстрорастущая газовая компания СНГ: увеличились объемы транзита среднеазиатского газа в направлении России и Китая

Казахстан, в отличие от других стран постсоветского пространства, не просто эксплуатирует то, что досталось по наследству от СССР, но и активно добавляет к этому запасу прочности новые мощности и модернизирует старые, используя инновационные технологии, позволяющие осуществлять диверсификацию маршрутов.

Это позволяет казахстанской газовой отрасли претендовать на место «драйвера» всей нефтегазовой промышленности региона.

Оригинал статьи.

03.04.2024
Газовики оказывают помощь пострадавшим от паводков
Читать далее
01.02.2024
Научно-технический центр QazaqGaz расширяет направления деятельности
Читать далее
22.12.2023
В АО «Интергаз Центральная Азия» прошла встреча по разъяснению антикоррупционного законодательства
Читать далее
17.11.2023
QazaqGaz приступил к строительству нового газопровода в Алматы
Читать далее